1.«Притча об изумрудной скрижали».
Один проповедник регулярно всем говорил, что настоящая, главная истина так проста, что может уместиться на изумрудной скрижали. Некоторые безропотно внимали ему, но были такие непонимающие люди, которые просили начертить эту истину на изумрудной скрижали. Мудрец долго не обращал внимания на этих людей, ибо знал, что они очень далеки от этой истины. Но однажды они устроили ему прием у правителя. Теперь он был должен показать всем эту великую истину. Кто-то ждал того, что он признает свое поражение, кто-то – того, что он искусными движениями начертит какие-то слова или знаки, кто-то - того, что он просто поставит там точку или проведет окружность (как символ идеала), т.е. многие думали, что он покажет им Бога. Но люди ошибались. Все, как это иногда бывает.
Мудрец вышел к очень большому изумруду, который правитель достал из своей казны специально, по случаю. Он понимал, что тысячи людей безмолвно наблюдают за каждым его движением. Проповедник не боялся ничего, потому что знал истину.
Мудрец плюнул на рукав своей мантии и аккуратно обтер изумруд, потом переставил его на солнце и сказал, что выполнил то, о чем его просили люди. Кто-то закрыл глаза, погрузившись в раздумья, кто-то требовал разъяснений. А разъяснений не было – проповедник уходил, и никто не осмеливался ему мешать. Потом он развернулся и сказал: «Истина была здесь очень давно. Она была здесь и много где еще. Я постарался сделать так, чтобы ВАМ она была видна лучше.
2.Тантрические тексты описывают методы преобразования различных металлов в то, что может выглядеть как золото. Когда это принимается в соответствии с правилами и предписаниями, оно может омолаживать. В Расаратнакаре Нагарджуны описывается много таких методов. Раса-пракасха-судхакара Ясодхары так описывает метод хемакрийи (получения золота): “Каломель, киноварь, медь, пирит и реальгар перетираются с млечным соком Euphorbia neriifolia в течение семи дней и затем три дня настаиваются. Расплавленная медь или серебро, или свинец, смешиваясь с описанной смесью, приобретает энергию, необходимую для преобразования в золото в сто раз большего веса исходного металла”.
Методы получения золота, описанные в Дхатуваде, таковы: В Гималаях есть хорошо известное растение под названием кустха (Costus speciosa), с листьев которого на землю капает жидкость золотого цвета. Берут её, пепел очищенного свинца, ртуть в надлежащем соотношении, соединяют их со смесью меди и серебра, которые преобразуются в золото.”
В Суварна-тантре говорится, что когда самкхадравака (aqua regia) и ртуть помещаются в глазированный тигель, а затем нагреваются, ртуть умерщвляется и может преобразовать в золото восемь металлов. Принимающий такую ртуть становится бессмертным; даже его кал и моча могут преобразовать медь в золото.
Считается, что из всех элементов ртуть более всего способна преобразовывать металлы в золото. Для того, чтобы это было возможно, как было описано выше, ртуть должна пройти через восемнадцать преобразований.
В Расарнавакальпе описан метод преобразования ртути в золото: Половина тола ртути и одну тола жёлтого аурипигмента тщательно перемалываются вместе с помощью ступки и пестика, а затем смешиваются с соком брингараджа (Eclipta alba). Потом всё это высушивается и прожаривается при умеренном нагреве. Затем эта масса оставляется в покое на три дня, после чего растирается в мельчайший порошок. Этот порошок просушивается в изоляции от солнечных лучей, а затем трижды нагревается с соком апамарга(Achyranthes aspera). Этот жареный продукт тщательно размалывается и высушивается в тени. Затем он прожаривается девять раз с соком пайовали или Акшира канда, тщательно просушивается и размалывается. Смесь из соков пусхпи (Pandanus ordoratissimus), схвета (Clitoria ternatea), гирикарника (arpajita) весом сто танкас высушивается в тени. Соки шамбху (Calotropis gigantea), аркалли (Gunandropsis pentaphulla), веллакара (Momordica charantia) и сушираки (Poa cynosuroides), взятые вместе, сначала перемешиваются с соком нагавалли (tambula), а затем со ста танкас вышеописанного сока. Эта смесь прожаривается на пута одиннадцать раз. Затем добавляется аурипигмент. Нежная паста, приготовленная из этих двух компонентов снова толчётся с аурипигментом. Полученный продукт шесть раз прожаривается на пута с вышеназванными растениями. Затем это тщательно покрывается соками спелого кумари (Aloe indica) и бахула [состоящего из плодов ела, нагавалли, катуки (Picrorhiza kurroa), пртхусхатахива (Asparagus racemorus), масхапарни (Teramnus labialis)] и смешивается с соком мулака (Raphanus sativus). С помощью полученного состава ртуть может быть трансформирована в золото.
Расарнавакальпа описывает способ увеличения энергии преобразования ртути. Берутся равные части сока нишачара и ртути. Ртуть растирается с соком, таким образом приобретая способность трансформировать неблагородные металлы в благородные. Такая ртуть, с десятикратно увеличенной энергией, снова тем же способом десять раз соединяется с соком, достигая способности преобразовывать неблагородный металл, по весу превосходящий её в сто раз. В свою очередь, эта ртуть, со стократным увеличением энергии, будучи соединена сто раз тем же способом с соком, способна преобразовать неблагородный металл, превосходящий её по весу в сто тысяч раз. Эта ртуть, соединённая с соком тысячу раз, преобразует неблагородный металл, превосходящий её по весу в десять миллионов раз. Одна десятая часть этой ртути, перетёртая с соком столь тщательно, что утрачивает свои собственные свойства, а затем одна десятая этого, соединённая с таким же количеством вышеназванного сока, способна трансформировать неблагородный металл, превосходящий её по весу в сто тысяч раз.
В Расарнаве описаны случаи преобразования свинца в золото. Листы свинца намазываются пастой, приготовленной из золы смеси красной разновидности каравира (Nerium odorum) и манахсхила (реальгара), двадцать раз вымоченной в экстракте тамаринда и прокаливаются до золы на горящих коровьих лепёшках. Эта зола помещается в тигель, намазанный пастой из одной третьей части расака (аир), одной части дарада (киноварь), одной четвёртой части серы, реальгара и т.д., нагревается и трансформируется в золото.
В Расарнаве также описан способ преобразования олова в серебро с помощью золы ртути. Одна пала золы ртути, две палы порошка олова, две – золы серебра, пять пала санкхачурна (ракушечный порошок), и по восемь – обыкновенной соли и буры перетираются и прессуются с млечным соком Eupharbia neriifolia. Всё это прокаливается четырнадцать раз , перемешивается железным прутиком и снова нагревается в тигле.
Серебро преобразуется в золото с помощью меди путём перемешивания хема максхика (золотой пирит) и соли с мёдом и очищенным сливочным маслом так, что масса приобретает красный шафрановый цвет. Затем она помещается на нагапута (разновидность длительного нагревания). Если приготовленную массу хорошо смешать с равным количеством меди, а затем намазать ею листы серебра, оно преобразуется в золото. В Расапракасха судхарака описан другой способ: “Золотой пирит, нага (свинец), гандхака (сера), сутака (ртуть), хингула (киноварь), манасхила (реальгар) и чистое золото размалываются и помещаются в стеклянный сосуд, содержащий сок схака (Tectona grandis). Всё это помещается на лаванапута, разновидность длительного нагревания, а затем превращается в пасту. Серебро, перемешанное с этой пастой, превращается в золото. В Расахридайе для преобразования серебра в золото, ртуть соединяется с порошком, приготовленным из киновари, реальгара, orpiment, прожаренного золотого пирита, ‘умерщвлённого’ свинца и вещества, называемого канкустха и затем всё это взбалтывается с маслом кангуни (Celastrus paniculatus). Эта масса нагревается на пару. Если полученным веществом покрыть листы серебра, они трансформируются в золото. Вес используемой композиции должен превышать вес серебра в три раза.
Расахридайя также описывает, как преобразовать в золото «колокольный» металл (камсья). Этот металл нагревается с большим количеством веществ, включая соединения ртути и сок риса падди в сосуде в течение четырёх месяцев, после чего он может трансформироваться в золото.
Какие же в химические изменения с исходным металлом происходят в действительности при превращении его в кажущийся другим металл, зависит от конкретных металлов. Кажется, что преобразование ограничивается изменением цвета, веса и внешнего вида, начинающего напоминать имитируемый металл. Ещё кажется, что сам оператор сознаёт, что фактически это не является истинным изменением. В одном алхимическом тамильском тексте ясно говорится, что если взять искусственное ‘золото’ (емам) и естественное золото (тангам) и подвергнуть их по отдельности кальцинированию (обжигу), а затем полученную бхасму использовать для выявления ‘лица’ металла, легко увидеть разницу между этими двумя металлами. Другими словами, трансформированный неблагородный металл может быть преобразован в оксид, а затем может быть восстановлен в металл, тогда как настоящее золото такому преобразованию не поддаётся.